0 (800) 306-063
Бесплатно по Украине со стационарных и мобильных
Детское питание Памперсы Игрушки Коляски Автокресла Мебель Одежда Обувь LEGO

Как реагировать на плач ребенка?

Как реагировать на плач. Краткая инструкция для родителей

Каждый день человека под завязку наполнен сигналами. При приближении незнакомца собака начинает лаять. Во время звонка телефон проигрывает мелодию. Испытывая потребность, ребенок плачет. Не то чтобы ему очень хотелось, но другого способа подать сигнал у него нет. Плачем начинается первых вдох ребенка, рождаться – это тот еще стресс.

Вариативности звуковых оттенков, издаваемых младенцем в различных ситуациях, мог бы позавидовать любой музыкальный инструмент. Здесь и призывный голодный плач, переходящий в сердитый и требовательный крик с захлебываниями, отчаянный плач при боли, хныканье жалостливое перед сном, попискивание при полном подгузнике, сигнализирующее о дискомфорте, отчаянный плач – желание внимания и родительского тепла.

В плаче содержится вся палитра эмоций ребенка до года: обида, безнадежность, жалоба, душевное страдание, тревога и т.д. Не реагировать на эти сигналы родители не могут. Плач интерпретируется в голове мамы по составленной опытным путем таблице соответствия, после чего она реагирует на него соответствующим образом (покормить, переодеть, обнять, пожалеть).

И если с грудничками все более-менее понятно, то с каждым новым этапом взросления родители задают себе вопрос: уж не манипулирует ли растущий организм взрослыми? Не скрывается ли хитрый замысел за кристально чистой слезой?

Спокойствие, только спокойствие

И тут Карлсон был бы совершенно прав, хотя речь не идет о вазонах с вырванными растениями или о поломанных машинах. Оба варианта реакции на плач предполагают, что вы внешне остаетесь абсолютно уравновешенными и спокойными. Спойлер: даже если фраза «да сколько можно?» рвется наружу, можете представить себе спокойные морские волны с белыми гребешками, неспешно накатывающиеся на берег. Готово? Можем реагировать.

  • Завершаем потоки слез там, где их может не быть

Способ применим в случае, когда по старой привычной схеме ребенок пытается дать сигнал таким путем, но другие варианты ему уже доступны. Просьбу можно выражать словами. Попытайтесь донести ребенку мысль, что таблица плача очень ограничена относительно значительно расширившихся потребностей. Гораздо проще обозначить словом, к примеру, куклу или машинку, и тогда процесс ее получения будет гораздо быстрее и приятнее для всех.

Основной посыл: слово – понимаю, плач – не понимаю. Правила игры видоизменились, и кроме как принять их, варианта у малыша не остается. Не выдавайте ребенку лицензию на плач, играя по устаревшей схеме, потому что чем дольше такой метод работает, тем сложнее объяснить потом, почему же так продолжаться не может.

  • Принимаем слезы там, где они уместны

Да-да, именно уместны. Это тот самый случай, когда слезы становятся полезными. Ребенок учится принимать свои эмоции и переживать их. Неприятные ситуации случаются, и научиться с ними справляться необходимо. Горько-горько поплакать рядом с родным человеком, обдумать случившееся, поразмыслить над всеми «почему».

Что нельзя делать, принимая плач

  • Не отвергайте эмоции ребенка. Примите как факт его страх, обиду, разочарование. Он действительно видит чудище в темноте, это – его реальность. Точно так же, как для взрослого реально утверждение, что небо синее. Но если каждый раз вам доказывать, что оно черное, разве вы не почувствуете себя либо единственным зрячим среди слепцов, либо сумасшедшим, которому действительность кажется отличной от реальности? Эмоции – есть. Принятие, констатация этого факта – первый шаг на пути к переживанию этих эмоций у ребенка.
  • Не отвлекайте ребенка от плача. Не надо давать конфетку или сулить дома шоколадку, только чтобы здесь и сейчас плач прекратился. Не надо отвлекать голубем за окном или пробежавшей кошкой. В конкретный момент плача происходит важный процесс, в ходе которого ребенок осознает установленные правила.

Нет, телефон брать нельзя. Кошку тянуть за хвост тоже не надо, даже если очень хочется. И купить вот эти десять машин тоже мы не можем. Потому что есть причины, обусловливающие отказ родителей.

Ребенку нужно время, чтобы признать существование таких причин и их легитимность. И если для этого нужно немного поплакать – не нужно от этого убегать, откладывая момент установления правил. Воспринимайте каждую такую ситуацию, как возможность наглядно объяснить ребенку, каким образом функционируют правила в обществе.

И будьте готовы, что таких ситуаций может понадобиться десяток, чтобы в итоге ребенок осознал и принял ваши условия. Даже если проходящей мимо бабуле очень хочется утешить деточку – объясните, что идет важный процесс. Как в операционной. И табличка для посторонних есть такая же – «Не входить».

Что же делать

  • Признать чувство, переживаемое ребенком. Обозначить предмет обсуждения не всегда бывает просто – не всем взрослым легко определить, какие же именно чувства они испытывают. Разочарование? Горечь, обида, досада? Может, легкая грусть при расставании? Обсуждение и определение рамок каждой эмоции поможет ребенку в дальнейшем самому четко определять, что именно с ним происходит, и доступно объяснять это родителям.
  • Сопереживать ребенку. Он не одинок в этой ситуации – оказывается, папа тоже разделяет его досаду относительно разбитой приставки. А еще вдруг оказывается, что в свое время папа разбил свою приставку и пребывал в таких же расстроенных чувствах. Это никак не отменяет последствия поступка, но дает возможность почувствовать поддержку. «Я грущу вместе с тобой», а грусть, разделенная на двоих, гораздо легче.
  • Подумать вместе о том, как можно поступить в такой же ситуации в следующий раз, чтобы изменить ее исход. Совместная рефлексия задает направление для развития мысли ребенком самостоятельно. Если спросить у мальчика на площадке разрешения прежде, чем вырвать игрушку из рук, возможно, обойдется без драки и слез. Вполне вероятно, что если заранее договориться с мамой о покупке игрушки в магазине и получить подтверждение, не придется грустить на холодном полу торгового центра.

Проговаривание различных вариантов складывания ситуации не даст остаться неприятному осадку, предоставляя в будущем возможность выбрать наиболее приемлемое поведение для удовлетворительного исхода для всех участников.

Можно применить творческий подход относительно эмоций: если вы вместе определили причину страха – добавьте монстру мысленно хвостик и улыбку, злость можно нарисовать и порезать, а грусть может превратиться в птичку и улететь. Такая совместная победа – очередная связывающая ниточка между вами и ребенком.

Стоп-фразы родителей, которых стоит избегать в «слезных» ситуациях

Часто именно формулировка успокоительных фраз может привести к новому взрыву плача. Возможно, стоит поразмыслить о том, как это звучит сейчас, в спокойном и уравновешенном состоянии. И тогда станет очевидным, почему:

  • вместо «Хватит плакать, ты не так уж и сильно ударился!» стоит сказать: «Ты ударился? Это, наверное, действительно больно!»
  • вместо «Прекрати уже, ничего не случилось» – «Давай поищем решение».
  • вместо «Перестань плакать и кричать, я не понимаю ни слова из того, что ты говоришь» – «Я очень хочу тебя выслушать, но не могу понять твой крик».
  • вместо «Плач тебе не поможет – все равно не дам" – "Жаль, но я не могу тебе дать то, что ты хочешь».
Слова, использованные в правильном ключе, способны на многое, и уж тем более им под силу унять истерику.

Неприятность эту мы переживем

Со временем ребенок научится переживать свои эмоции без слез, а даже если временами ему захочется поплакать – в этом не будет ничего разрушительного, ведь не все слезы надо останавливать. Открытая встреча со своими чувствами – путь к эмоциональному здоровью ребенка.

Не все слезы вредны и опасны, опасным может быть только безразличие к тому, кто вам эти слезы доверяет.

Поделиться:


Если Вам удобнее принять звонок в указанное Вами время или Вы по каким то причинам не дозвонились до нас, пожалуйста, оставьте Ваш номер телефона, вопрос или комментарий и наш специалист обязательно Вам перезвонит.

(оставьте здесь Ваш вопрос и с Вами сразу свяжется наш лучший специалист по интересующему Вас вопросу, что сэкономит Ваше время и позволит получить самую квалифицированную консультацию)