Как часто вы сталкиваетесь с нежеланием ребенка выполнять простые и повседневные поручения: убрать игрушки, почистить зубы, сделать зарядку, написать домашнюю работу? Очень часто отказ от выполнения подобных задач связан с отсутствием мотивации у ребенка — он не видит выгоды от совершения этих действий и простые уговоры уже не помогают. Давайте разберем проблему отсутствия мотивации у детей и способы мотивирования со стороны родителей.
Поощрения в виде карманных денег, сладостей или разрешения поиграть за компьютером — достаточно распространенное явление. Однако в нем кроются очень опасные последствия — поощрение вызывает зависимость, а удаление поощрения заставляет ребенка противиться выполнению действия, даже если оно приносило ему удовлетворение само по себе.
Исследования современных ученых показали, что дети, охотно занимающиеся рисованием, наотрез отказывались рисовать после того, как их несколько раз поощряли сладостями за рисунки, а затем убрали поощрение. Другим словами, любой человек становится зависим от поощрения неосознанно.
Таким образом, следует быть очень осторожным в отношении поощрений за выполнение любых задач ребенком. Этот принцип все еще хорошо работает в краткосрочной перспективе — например, чтобы единократно переключить внимание ребенка, но очень опасен при повторном использовании.
Поощрения легко заменить на мотивацию к получению новых навыков. На самом деле, ребенку очень интересно и волнительно получать любые новые навыки и знания — стоит лишь преподать их в игровой или другой увлекательной форме. В подобных ситуациях никакие дополнительные поощрения не потребуются.
Правильный диалог с ребенком способен творить настоящие чудеса с точки зрения мотивации. Самое важное в общении с ребенком — не ставить себя выше, а наоборот, стараться мыслить так, как сейчас думает ваш малыш. В этом случае намного проще находить правильные слова мотивации и поддержки.
Еще одним важным моментом является стиль общения: старайтесь избегать повелительного тона и выражений вроде "ты должен сделать домашнее задание" или "тебе следует убрать комнату прямо сейчас". Замените приказы на предложения и открытые вопросы к ребенку. В этом случае диалог будет открытым и вы сможете обсудить детали, которые мешают ребенку выполнить задачу в данный момент, но сможете мотивировать его к действию в ближайшем будущем.
Никто не любит, чтобы его действия полностью контролировали — и дети не являются исключением. Важный принцип правильной мотивации ребенка — заменить принуждение на осознанный выбор. Выбор не всегда должен быть настоящим, иногда достаточно предложить альтернативу между чисткой зубов до или после завтрака — и ребенок почувствует самостоятельность.
Обращайте внимание на те действия или занятия, которые увлекают и интересуют ребенка. Не критикуйте, не торопите и не требуйте идеального выполнения задач. Если ребенку, к примеру, интересно раскладывать вещи в шкафу, то нет необходимости подгонять его или критиковать расположение вещей — этим вы лишь отобьете желание наводить порядок. Советуйте и направляйте, но очень дозировано — так, чтобы ребенок не ощущал давления вашего авторитета.
Поощрения и наказания не имеют смысла в том случае, когда вы требуете от ребенка больше, чем он может выполнить в данный момент. Мотивация к получению новых знаний и навыков не может быть построена на поощрении деньгами или сладостями, и тем более не может происходить от страха перед наказанием.
Никто не знает вашего ребенка лучше вас — нужно лишь помнить об ограничениях детских навыков и знаний в определенный момент времени. Нет необходимости подстегивать процесс обучения лишь потому, что другие школьники лучше усваивают предметы. Помогайте и поддерживайте, но не требуйте сверх возможностей.
Одним из важнейших элементов мотивации является своевременная и достойная похвала. На самом деле, каждый ребенок желает угодить своим родителям, сделать нечто приятное для них. Поэтому если вы будете подчеркивать подобные моменты похвалой, то у ребенка сформируется большая мотивация повторять удачные действия.
Важно сопоставлять выполненные действия с количеством и уровнем похвалы, чтобы у ребенка не формировалось искаженное восприятие действительности. За маленькие успехи — простая и легкая похвала, за большие достижения — достойная речь об успехе ребенка и вашей гордости за него.
Во всех аспектах воспитания мы возвращаемся к этому пункту — и не просто так. Ваш пример значит для ребенка больше, чем что-либо еще в мире. Всегда помните о том, что каждый ваш шаг оценивается и запоминается — и будет повторен, пусть даже неосознанно, вашим ребенком. Это сложное чувство ответственности, но никто не обещал вам легкой прогулки!
Повторите пожалуйста свой последний запрос еще раз!
Перевірте пошту та підтвердіть Email
Введіть коректний Email